VOR11/12: одинадцатый сезон стал историей

Чем запомнится нам последний сезон Volvo Ocean Race? Вынужденной сменой класса, массовыми поломками, наименьшим в истории гонки количеством участников? Нет, мы будем помнить удивительную историю успеха Groupama, взлет и падение испанцев, борьбу PUMA, выстраданные победы Яна Вокера, "тише едешь -дальше будешь" от новозеландцев и многое другое, что составляет дух великого приключения, которое называется Volvo Ocean Race.

Прежде, чем подводить итоги, необходимо закончить хронологическое описание последних дней Volvo Ocean Race сезона 2011/12. Прибыв с победой в Лорьян, Groupama была очень близка к общей победе в гонке, имея 23 очка отрыва от ближайшего соперника, которым на тот момент была PUMA. В свою очередь, американцы испытывали давление со стороны CAMPER with Emirates Team New Zealand, которые были на расстоянии 5 очков. А новозеландцам было неспокойно за свою позицию в тройке, так как у них было равенство очков с испанской командой. Ниже Telefónica находились Abu Dhabi Ocean Racing и Team Sanya, для которых уже ничего не могло измениться в таблице, но обе команды стремились красиво закончить гонку.

Во время достаточно длительного пребывания флота в Лорьяне остро обсуждалось решение комитета гонки разрешить трем командам подъем лодок и съем мачт. Согласно правил гонки, после Лиссабона до самого Галвея командам было запрещено поднимать лодки из воды или снимать мачту. Исключения из этого правила просили Telefónica (поломка перьев руля), Abu Dhabi Ocean Racing (проблемы с килем) и Groupama (проблемы с мачтой). Комитет разрешил эти ремонтные работы с поднятием лодок, при условии штрафа в 2 очка каждой команде. Ввиду близости финиша, никто из команд не пошел на это и выкручивался как мог. В частности, для ремонта киля Abu Dhabi накренили лодку и произвели ремонт с воды.

Как радушный хозяин, 26 июня Франк Камм пригласил шкиперов других команд прогуляться на скорости в 30 узлов на своем тримаране Groupama 3. Гости были поражены размерами и скоростью тримарана, о чем щедро рассказывали на телекамеры.

Уже через день, 29 июня, состоялась гонка с гостями в Лорьяне, а 30 июня все команды вышли на старт Bretagne In-Port Race. Депрессия. которая двигалась с севера в сторону Бретани осталась далеко от побережья и в Лорьяне 30 июня погода была отличной. В среднем силы ветре и при ярком солнце команды отправились на 9-мильную дистанцию. Лучше всех стартовали новозеландцы и они же были первыми на знаке, когда флот разделился на первой лавировке. Далее исход гонки решили ошибки. Сначала у американской лодки отдался шкот стакселя и их сподветра прошли французы. Затем, уже на последнюю марку не вырезались новозеландцы и Groupama обошла и их. Таким образом, французы финишировали первыми и увеличили свой отрыв еще на 4 очка.

Overall Standings поле портовой гонки в Лорьяне:
1 Groupama Sailing Team 225
2 Puma Ocean Racing powered by Berg 200
3 Camper with Emirates Team New Zealand 196
4 Team Telefónica 194
5 Abu Dhabi Ocean Racing 124
6 Team Sanya 40


Отчет о портовой гонке в Лорьяне, 30 июня. Видео: volvooceanracevideos

Тем не менее, перед последним океанским этапом и портовой гонкой в Галвее, командам с 1 по 4 место было за что бороться. Случись что с Groupamа, американцы могли достать ее даже с двумя вторыми приходами. А расстояния между 2 и 3, а также 3 и 4 местами вовсе составляли считанные очки. Оставив позади 9 месяцев плавания команды шли ноздря в ноздрю.

Конечно, шансы того, что одна из самых надежных лодок сезона дважды не дойдет до финиша были ничтожны. Тем не менее, интерес к самому короткому этапу гонки значительно возрос и зрители не были разочарованы. Старт 550-мильного драг рейса из Лорьяна через Фастнет в Галвей состоялся в 11 утра местного времени 1 июля. Погода в Лорьяне опять была великолепной.

Сюрпризами первых часов гонки, пока флот вели телекамеры, был и прекрасный старт Telefonica, и фальстарт CAMPER, и осторожность Groupama, которая покинула французский берег последней. Сложность короткой дистанции состояла в том, что проходя 550 миль никто не сможет заснуть. К физическому истощению добавился туман и холод, о котором сообщали все лодки. Не смотря на летнюю пору, все были закутаны с ног до головы. В 16-25 узлах ветра команды двигались к Фастнет.


Старт 9 этапа в Лорьяне, 1 июля. Видео:volvooceanracevideos

Непосредственно перед огибанием в обед 2 июля американская лодка обошла Telefonica и заняла позицию лидера с преимуществом в 1 минуту на скале. Спустя 4 минуты Groupama огибалась третьей и еще через минуту прошли маяк CAMPER. Abu Dhabi и Sanya незначительно отстали.

Приближаясь к восточному побережью Ирландии флот попал в легкий ветер 5-8 узлов. Лидирующая группа держалась очень плотно, на расстоянии 2 миль. В 50 милях от финиша CAMPER with Emirates Team NZ сумели опередить PUMA Ocean Racing by BERG на каких-то 7 кабельтовых. Telefonica шла третьей, а Groupama - четвертой. В таком порядке лодки вышли на траверз маяка Эраг на о.Аран, который надо было оставить по правому борту.

В этот момент новозеландцы и Groupama приняли решение, которое принесло им победу. Эти две лодки повернули просто на восток в сторону Галвея, тогда как Telefonica и PUMA сделали поворот позже всего на 20 минут. Еще через 1,5 часа, когда флот приблизился к маяку, оказалось, что CAMPER with Emirates Team NZ и французы идут впереди PUMA на 5 кабельтовых. От маяка до финиша было каких то 30 миль, которые команды преодолевали 3 часа. Не смотря на все старания, PUMA не смогла догнать пару CAMPER/Groupama. Более того, новозеландцы даже поддали скорости и увеличили свой отрыв до 1,2 мили на финише. Вот так судьба второго места в сезоне решилась одним поворотом лодки с разницей в 15 минут! Camper завоевал свою первую победу в оффшорном этапе, что позволило этой команде вытеснить Puma на третье место общего зачета без шансов на возвращение. Ну а второй приход Groupama сделал команду Франка Камма победителем сезона без учета результатов предстоящей портовой гонки.

Overall Standings после 9 этапов:

1 Groupama Sailing Team 250
2 Camper with Emirates Team New Zealand 226
3 Puma Ocean Racing powered by Berg 220
4 Team Telefónica 209
5 Abu Dhabi Ocean Racing 129
6 Team Sanya 50


Финиш 9 этапа в Галвее, 3 июля. Видео: volvooceanracevideos

Победа в VOR11/12 сделала Франка Камма живой легендой оффшорных гонок. В свои 39 лет он был победителем Figaro, ORMA, Transat Jaques Vabrе и обладателем Кубка Жюля Верна. Сейчас на полку поставлен и гигантский трофей VOR, который Франция не выигрывала в течение 25 лет! Последний раз французы побеждали в VOR в сезоне 1985/86 (Леонель Пен L'Esprit d'Equipe), а последняя французская лодка была в гонке в 1993/94 (La Poste Эрика Табарли).

Тем временем, на кону оставался еще приз за победу в портовых гонках. В этом зачете борьба была не менее острой, чем в общей турнирной таблице.

Зачет по портовым гонкам после 9 гонок сезона:
1 CAMPER with Emirates Team NZ 39
2 PUMA Ocean Racing by BERG 39
3 Groupama sailing team 38
4 Abu Dhabi Ocean Racing 35
5 Team Telef?nica 23
6 Team Sanya 15

Discover Ireland In-Port Race состоялась 7 июля. Погода как будто провожала сезон - в Галвее лил дождь. Но не обращая внимания на погоду, посмотреть на гонку собрались (по оценкам орг комитета) 30 000 человек! Зрелище оказалось достойным. Если будущий победитель Discover Ireland In-Port Race и зачета по портовым гонкам PUMA лидировала с первой марки, то за второе и третье места развернулась ожесточенная борьба. Позиции команд менялись на каждой марке. Даже оштрафованные на втором знаке Abu Dhabi быстро догнали флот и вернулись в борьбу.


Отчет Discover Ireland In-Port Race, 7 июля. Видео: volvooceanracevideos

Благодаря первой в сезоне победе PUMA Ocean Racing by BERG в портовой гонке, тайбрейк в таблице этого зачета разрешился в пользу американской команды.

Discover Ireland In-Port Race

1 PUMA Ocean Racing powered by BERG 6 53:06
2 CAMPER with Emirates Team New Zealand 5 54:26
3 Team Telefónica 4 55:03
4 Groupama Sailing Team 3 55:36
5 Abu Dhabi Ocean Racing 2 57:07
6 Team Sanya 1 57:39

Общий зачет по портовым гонкам VOR11/12:
1 PUMA Ocean Racing by BERG 45
2 CAMPER with Emirates Team NZ 44
3 Groupama sailing team 41
4 Abu Dhabi Ocean Racing 37
5 Team Telefónica 27
6 Team Sanya 16

Overall Standings VOR11/12:
1 Groupama Sailing Team 253
2 CAMPER with Emirates Team New Zealand 231
3 PUMA Ocean Racing powered by BERG 226
4 Team Telefónica 213
5 Abu Dhabi Ocean Racing 131
6 Team Sanya 51

Как полагается "самому длинному спортивному событию в мире" завершением
VOR11/12 стал торжественный ужин награждения в Галвее. Кроме призов за 1-2-3... (которые вручал шведский принц Карл Филипп) были вручены и некоторые интересные знаки отличия.

Испанцы Мартинез/Фернандес (шкипер и триммер Telefónica) наконец-то получили присужденную еще в прошлом году награду "Яхтсмен года" 2011. Кстати, на следующий день неутомимые испанцы отправились тренироваться к ОИ2012 в своем классе 49er - ведь они действующие члены сборной Испании! По слухам, в спарринг партнеры испанский экипаж выбрал украинцев Лука/Леончук.

"Самая медленная лодка сезона", как назвал свою VO70 от Марсело Ботина/Cookson Boats Грант Дальтон, получила IWC Schaffhausen Speed Record Challenge award за наивысшую суточную скорость сезона. 14 июня CAMPER прошла 565 миль на средней скорости 23,58 узла. За это вся команда получила шикарные швейцарские часы.

Также, медиа крю новозеландской команды Хемиш Хупер получил Inmarsat Media Crew Member award из рук Inmarsat CEO Руперта Пеарса.

Невероятные усилия и объем работ береговой команды Team Sanya были отмечены DHL Shore Crew Award. Приз вручал CEO Benelux & France, DHL Global Forwarding Жан-Клод Делен. Также, молодой участник этой команды Девид Свити получил из рук вдовы Петры Горовиц Hans Horrevoets Rookie award.

Abu Dhabi Seamanship award получил новозеландский баковый команды Groupama Бред Марш.

Дизайнер лодки-победителя (причем, уже 3 сезона подряд) Хуан К получил Ercisson Designer Award от СЕО компаннии Таллока Коллинза.

Ну и последнее. Новенький Volvo XC60 получил победитель Volvo Ocean Race Game британец Марк Кембелл-Джеймс. Это никто иной, как брат британского олимпийца класса "Торнадо" Поля, который выиграл два сезона Extreme Sailing Series подряд, и сейчас является рулевым Luna Rossa.

Теперь, когда отгремели шторма и залпы фейерверков, одиннадцатый сезон VOR стал историей. Кнут Фростад уже успел назвать последний сезон самым успешным в истории. С точки зрения внимания публики и прессы, по информации СЕО VOR, последний этап в два раза превысил показатели сезона 08/09.

На текущий момент менеджмент гонки приводит цифры медиа охвата и посещения сайта по состоянию на конец 7 этапа. Как отмечает официальный сайт, количество статей на "центральных веб медиа" составило 51000, что на 70% больше чем за весь сезон 08/09. Количество посещений сайта составило 109 млн, что на 90% больше прошлого сезона. VOR также лидирует среди парусных страниц на Фейсбук - более 200000 фанатов.

Фростад также считает, что переход к монотипу гарантирует минимум 8 команд в следующих двух сезонах. Кроме этого, изменения гарантируют сохранение поддержки гонки со стороны компании Volvo.

Первым, кто заявил о желании вернутся в гонку, стал шкипер ABN AMRO ONE и Sanya Майк Сандерсон. Grouama говорила, что пришла в гонку как минимум на 2 сезона (но позже появилась информация о возможном прекращении спонсорства паруса). Конечно, на старте будут испанские команды: согласно контракта о переезде штаб квартиры гонки в Аликанте, Испания должна каждый сезон до 2014/15 выставлять по 2 лодки. Вероятно, что будут арабы. Вероятно, будет Китай. По США, Австралии, НЗ пока вопрос.   http://ukrsailing.blogspot.com/