Судеб морских таинственная вязь

Собственно, с чего началась эта запутанная история?.. С того, что в 1894-м в германском городке Schoenau родился некто Albert Leo Schlageter - седьмой ребёнок в фермерской семейке. К 1923-му году Шлагетер успел переделать кучу интересных дел:
- побыть учеником епископского генерального конвикта;
- на полях Первой мировой дослужиться до Железного креста и чина лейтенанта артиллерии;
- после войны поагрономствовать в Восточной Пруссии;
- повоевать в составе добровольческого корпуса Hauenstein против польских партизан в Верхней Силезии;
- между делом записаться в НСДАП.
Под занавес в 1923-м Шлагетер решил попартизанствовать в самой Германии. Если точнее - в Рурской области против французских и бельгийских окупационных войск. На этом-то непоседливый Альберт и погорел. В том смысле, что был схвачен и приговорён французским военным судом к смертной казни. Не успела душа грешного Шлагетера упорхнуть на небеса, как Гитлер и Ко объявили покойного Альберта первым нацистским великомученником.

...Вдохновлённый всем этим патриотическим маразмом, немецкий драматург Ханс Йост в 1933 году написал пьесу "Шлагетер", которая после прихода Гитлера к власти, с большим аншлагом прошла по всем германским подмосткам. Кстати, между нами, девочками, именно этой пьесе принадлежит крылатая фраза, которую ошибочно приписывают Геббельсу: "Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету!.."

Однако, одной пьески для увековечивания памяти равноапостольного Шлагетера фюреру показалось как-то маловато... В честь Шлагетера стали писать стихи и песни, переименовывать улицы, печатать постеры, называть эскадрильи и чеканить тяжеленные настольные бронзулетки...

Короче, увековечили.

...Тут самое время от шаманских плясок вокруг имени-фамилии герра Шлагетера перейти к истории арийского парусного шипбилдинга.

3 мая 1933 года на воду в Гамбурге с верфи предприятия "Блом и Фосс" был спущен красавец-трёхмачтовый барк, названный в честь писателя-мариниста "Gorch Fock". Длина судна составляла 82,1 м., ширина 12 м., осадка 5,2 м. Водоизмещение - 1510 т. Высота грот-мачты — 41,3 м.

"Gorch Fock" не был ни самым большим парусником мира, ни самым быстрым. Зато он был самым таинственным! Дело в том, что официально предназначенный для подготовки моряков гражданского флота, в реале барк должен был готовить военно-морских кадетов... А поскольку Версальский договор накладывал могутнейшие ограничения на почти все аспекты строительства германских ВМС, о подлинном назначении "Gorch Fock" никто объявлять не торопился. Более того, в своё первое учебное плавание барк отправился с кадетами, от греха подальше переодетыми в цивильную одежду...

16 марта 1935 г. Гитлер к всегерманской радости наконец-то объявил об одностороннем отказе Германии соблюдать унизительные статьи Версальского мирного договора. Хох! Хох! Хох!.. В коридорах германских военно-морских штабов бойко засновали офицеры с проектами создания циклопического флота из линкоров и крейсеров. Но кроме стали и железа для создания этой плавучей армады требовались люди, люди и ещё раз люди... Знающие и умелые. А потому та же "Блом и Фосс" поспешно заложила по образцу "Gorch Fock" сразу целую серию плавучих парусных парт: «Horst Wessel», «Mircea» и «Herbert Norkus». Четвёртый систершип получил нам уже знакомое название «Albert Leo Schlageter». «Herbert Norkus» так и не достроили, «Mircea» ушла в Румынию, а вот прочие трёхмачтовики к концу 1938 года таки вошли в строй, и были зачислены в состав военно-морского флота Третьего рейха - KRIEGSMARINE.

Надо отдать должное этим кораблям - трудились они не за страх, а за совесть, успев за короткое предвоенное время испетлять почти все моря и океаны Земли. Что при этом творилось на борту того же «Albert Leo Schlageter» можно представить по фрагментам из великолепной подборки фотографий, оставшейся после вояжа барка в 1939-м в Южную Атлантику...

Карта маршрута.

Перед отплытием. "Кадетам выстроиться у трапа!.."

Корабельная рында.

Северная Атлантика. Шторм.

У штурвала.

В свободное от вахты время.

"Шпиль пошёл!.."

Пересечение экватора. Традиционный праздник Нептуна.

"Фок и грот ставить!.."

Тропики. Офицеры барка в парадной форме.

Возвращение. Экипаж торжественно выстроен по реям.

...Естественно, с началом Второй мировой барки, эти трудяги моря, оказались на приколе. В лучшем случае их использовали как плавказармы. После войны судьба парусников сложилась по разному.

Недостроенный "Herbert Norkus" достался в качестве трофея англичанам. И те не придумали ничего лучшего, чем завалить его кучей мусора и утопить...

«Horst Wessel» и «Albert Leo Schlageter» угодили к янки. Те придирчиво исследовали состояние судов и определили, что первый барк находится в превосходном состоянии, а вот набор второго разболтан до невозможности. После выяснения данного обстоятельства последовало соломоново решение: «Horst Wessel» переименовать в "Eagle" и поставить на баланс US NAVY, а «Albert Leo Schlageter» кому-нибудь побыстрее сбагрить... Через несколько лет "Eagle" приписали к Академии береговой охраны, где барк и обретается до сих пор.

А бедовый «Albert Leo Schlageter» в 1948-м всё ж-таки сбагрили бразильцам. Те гордо переименовали барк в "Guanabara" (не спрашивайте меня, что это такое) и только потом разобрались, какую рухлядь им впарили. Попытки сбыть кому-нибудь "Guanabara" безуспешно продолжались вплоть до 1962-го. В сём году посудину наконец-то продали ВМС Португалии. Потомки Диаша и Да Гамы подошли к делу основательно, устроив барку капитальный ремонт. Т.е. фактически разобрав судно до заклёпки, а потом собрав всю конструкцию заново. По окончании этого действа барк получил название "Sagres"...

Ну, спросите вы, а как же самый первый барк - "Gorch Fock"? Что же случилось с ним?.. Ну, тут вышла почти авантюрная история. В конце войны немцы затопили барк у балтийского Штральзунда. Правда, это не помешало СССР получить "утопленника" в качестве возмещения за потерянный на Чёрном море во время ВОВ знаменитый четырёхмачтовый барк "Товарищ". В 1948-м "Gorch Fock" аккуратненько подняли и отвели в Висмар, а оттуда в Лиепаю. Отремонтированное судно естественно получило название "Товарищ-II"...

С 1951 и по начало 90-х "Товарищ-II", перешедший с Балтики на Чёрное море и приписанный к Херсонскому мореходному училищу, прошёл сотни морских миль, снялся в фильме "Алые паруса", выигрывал в международных парусных регатах. А потом...

Потом грянул развал СССР. В начале 90-х при разделе Черноморского флота изрядно побитый непрерывными плаваниями барк отошел к Украине. Несмотря на возможность ремонта на Херсонском судоремонтном заводе, хохлы почему-то направили судно для ремонта в Великобританию... Где "Товарищ-II" в 1995 г. был законсервирован по причине недостатка средств. Позже англичане выкупили барк и переправили его в Ньюкасл, однако денег на ремонт так и не отыскали... Уже всерьёз ставился вопрос о списании судна в лом, когда парусник внезапно был приобретён ФРГ и в 1999-м отбуксирован в Вильгельмсхафен, где наконец-то удостоился капитального ремонта. Барку вернули первоначальное название "Gorch Fock", а в 2003 году разместили в качестве плавучего музея в доках Штральзунда. По странной иронии судьбы до Второй мировой именно Штральзунд и являлся портом приписки судна.

...На этом, кстати, причуды парусных судеб не исчерпываются. Когда образовалась ФРГ, бундесовское военно-морское командование сообразило, что по милости стран-победительниц осталось вовсе без учебных парусников. Выход был найден довольно оригинальный. 23 августа 1958 г. по чуть изменённым чертежам барка «"Gorch Fock"» был спущен на воду новый германский барк. В пику СССР, прихватизировавшему "Gorch Fock", новую плавединицу назвали "Gorch Fock-II".

И вот тут начинается самое забавное. По странному стечению обстоятельств уже ходивший под советским флагом "Gorch Fock"-"Товарищ-II" и его улучшенная копия под немецким флагом "Gorch Fock-II" дважды участвовали в одних и тех же международных регатах. Дважды старый советский парусник с клёпанным корпусом и новый немецкий с корпусом сварным неслись борт о борт сквозь штормы-штили. Угадайте, кто оба раза выиграл гонку?.. Естественно - наши. :)". Эх, что это была за гонка!.. Как в добрые старые времена чайных клиперов, "Товарищ" шёл в шторм под всеми парусами. Потому что партия сказала "надо!" ;)

Вот такая запутанная парусная история... Дзинь-дзинь!